Особенности выкупа ипотечного имущества в период процедуры банкротства
Раздел «Услуги для граждан»
Подраздел «Банкротство»
Связано с подразделом «Адвокат по недвижимости»
Связано с подразделом «Семейные споры»
В моей практике очень часто встречаются споры, связанные с банкротством одного из супругов, при наличии ипотечного кредита. Очень сложные дела, даже не по сути и не по правовой природе, а в силу судебной практики, которая создаёт правовую неопределённость в этом вопросе.
Казалось бы, в чем сложность оставить кредитный договор действующим, ведь второй член семьи его исполняет и способен дальше его исполнять. И такая ситуация какое-то время существовала. То есть банкротство-банкротством, а ипотека остаётся. Тем более, что банки и сами готовы сохранять эти обязательства. Однако, всё изменилось после принятия вышестоящими Судами постановлений, изменивших всю концепцию.
Новая концепция определена таким образом, что если банк своевременно не обратиться с требованиями к Должнику о включении их в реестр требований кредиторов и признании их обеспеченных залогом, то банк утратит эти требования по отношению к Должнику. Конечно, в данном случае судьба этих требований по отношению к созаёмщику (супругу должника) не предопределена, однако для банка это создаёт неприемлемые риски. В любом случае Вы должны знать, что банк будет реализовать права кредитора и требовать реализации Вашей недвижимости в рамках дела о банкротстве. От этого не уйти.
В настоящее время отсутствуют правовые механизмы, которые бы позволяли банку сохранить права кредитора и залогодержателя к Должнику без обращения в суд. Но мы сейчас даже не об этом.
В настоящей статье развивается позиция второго созаёмщика (пример: супруга Должника), который желает в процессе банкротства погасить требование банка и не допустить продажи имущества с торгов.
Сразу хочу отметить, что данное мероприятие выгодно как для должника, так и его супруги (созаёмщицы), но только при определённых условиях.
Во-первых, это должно быть жильем и при этом единственным, только тогда оно будет защищено имущественным иммунитетом, то есть будет исключено из конкурсной массы.
Во-вторых, погашение требования банка / залогодержателя должно быть основано на праве созаёмщика предусмотренного договором.
В-третьих, в случае погашения требования супругой Должника, как созаёмщицей, она будет обязана доказать, что денежные средства направленные на погашение требования банка являются её единоличной собственностью и не относятся к совместно-нажитому имуществу (например, доказать, что денежные средства приняты в единоличный заём; получены в дар; получены по наследству и пр.)
Если все эти параметры соблюдены, то Должник и Созаёмщик вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением об исключении имущества из конкурсной массы.
Правовое обоснование данного вывода:
В соответствии с пунктом 4 статьи 348 ГК РФ должник и являющийся третьим лицом залогодатель вправе прекратить в любое время до реализации предмета залога обращение на него взыскания и его реализацию, исполнив обеспеченное залогом обязательство или ту его часть, исполнение которой просрочено; соглашение, ограничивающее это право, ничтожно.
В соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» должник по обеспеченному ипотекой обязательству и залогодатель, являющийся третьим лицом, вправе прекратить обращение взыскания на заложенное имущество, удовлетворив все обеспеченные ипотекой требования залогодержателя, в объеме, какой эти требования имеют к моменту уплаты соответствующих сумм.
Это право может быть осуществлено в любое время до момента продажи заложенного имущества на публичных торгах, аукционе или по конкурсу либо приобретения права на это имущество в установленном порядке залогодержателем. Таким образом, залогодатель и созаёмщик могут воспользовалась своим правом и погасить обязательство перед кредитором до момента продажи заложенного имущества.
В соответствии с положением ст.352 ГК РФ «Прекращение залога» залог прекращается с прекращением обеспеченного залогом обязательства. При этом, залогодатель вправе требовать от залогодержателя совершения всех необходимых действий, направленных на внесение записи о прекращении залога (статья 339.1).
В отдельном ключе рассматривается вопросы об исключении требования банка (или другого залогодержателя) из реестра требований кредиторов, а также требование о прекращении обременения в виде ипотеки.
Лично мне представляется, что эти требования неразрывно связаны между собой и должны рассматриваться в рамках дела о банкротстве. Однако, существует другая точка зрения.
Также в настоящее время начала появляться концепция в отношении обязательств созаёмщика, как отдельного обязательства, то есть разделенного в момент признания одного из заёмщиков несостоятельным (банкротом). То есть, банки начали считать, что они вправе начислять штрафные санкции и проценты по кредиту созаёмщику, как отдельному лицу и без учёта банкротства. С указанной позицией я не согласен, поскольку считаю её неверной.
Судебная практика лишь складывается по данным вопросам и поэтому эти выводы могут быть иными. Внимательно следите за обзорами, решениями, постановлениями и определениями судов и вовремя корректируйте свои требования.
Защищайте свои права с умом!
Тел.
+7 (499) 709 97 82Тел.
+7 (916) 324-92-99Эл. почта:
office.help.arbitr@gmail.com109544, Москва, Новорогожская ул., дом 5, пом.123
Тел.
+7 (812) 642-97-82Тел.
+7 (964) 342 -97-82Эл. почта:
office.help.arbitr@gmail.com
191187, Санкт-Петербург, Литейный пр.,дом 13, лит.Б, пом.65